Постскриптум. Ответы на критику

А теперь я попытаюсь дать ответ критикам моей первой книги Нравственное лидерство.

Меня критиковали за то, что я основываю свою систему лидерства на нравственных понятиях, доступных только европейцам.

На самом деле, нет нравственного понятия более универсального, чем добродетель. Нравственная традиция Дальнего Востока основана на тех же интуициях, что и аристотелевская этика[1]. Человек (по-китайски «жэн», по-японски «джин») становится человеком, практикуя добродетель. Человек, лишённый добродетели (фей-жэн, хи-нин) – это «не-человек». В иероглифическом письме это понятие выражается двумя идеограммами: идеограммой, представляющей отрицание и ложь (внутренняя дезинтеграция), и идеограммой, представляющей человека:

non-man

Я не был удивлён, узнав, что через несколько месяцев после первого издания Нравственного лидерства, китайцы уже перевели половину моей книги. Неевропейцам трудно понять не античную, а современную европейскую философию, которая началась с Декарта и достигла кульминации в трудах Канта и Гегеля.

Меня критиковали за то, что я не соблюдаю традиционную схему, согласно которой великодушие является частью добродетели мужества, а смирение – частью добродетели самообладания.

Не я первым отказался от этой схемы. Многие философы заметили, что делать великодушие частью мужества искусственно[2], а делать смирение частью самообладания – произвольно[3]. Подобных классификаций нет у Аристотеля[4], и хотя в них есть определённая логика, они лишены всякого практического интереса[5].

Меня критиковали за то, что в моей системе благоразумие (практическая мудрость) не является специфичной добродетелью лидера. На самом деле, благоразумие есть фундаментальная добродетель лидера (как и мужество, самообладание и справедливость), но она не специфична для лидера. Без благоразумия лидерство рушится, но лидерство рождается не из благоразумия, а из великодушия.

Благоразумие – специфичная добродетель лиц, принимающих верные решения. Но человек, принимающий верные решения, не обязательно является лидером. Он является лидером, если обладает великодушием и смирением. Решения лидеров – решения, позволяющие людям достичь величия, – всегда великодушны и смиренны, а не просто благоразумны.

Меня критиковали за то, что в книге о лидерстве и самосовершенствовании я говорил о Христе и христианстве.

По правде сказать, если бы я в своей книге не говорил о Христе и христианстве, я бы продемонстрировал интеллектуальную бесчестность и неблагодарность. Более того, я бы совершил нечестие.

Интеллектуальную бесчестность – поскольку Иисус Христос есть совершенный образец лидерства, совершенный образец великодушия и смирения; неблагодарность – потому что без помощи христианской философии и богословия я бы не смог написать Нравственное лидерство. Нечестие – потому что моя система обратилась бы в очередной дьявольский фокус.

Нечестие – это то, чего я более всего боялся. Когда я чувствовал искушение исключить Христа и христианство из своей системы, я вспоминал Краткую повесть об Антихристе Владимира Соловьева. Написанная в 1900 году, за несколько месяцев до смерти автора, эта повесть рассказывает о «замечательном человеке», который появится в начале XXI века в «европейских соединённых штатах» и выработает план «вселенского мира и благоденствия», который всем понравится и даст ему большую известность и власть. Этот план основан на христианских ценностях, но в нём ни разу не упомянуто о Христе. «Замечательный человек» – это, конечно, Антихрист. Написать книгу, во многом внушённую христианскими идеалами, и не упоминать в ней Христа – значит в определённом смысле присоединиться к Антихристу. После 2000 лет христианства говорить о человеке, его величии и призвании к совершенству, не говоря при этом о Христе, – значит высказаться против Христа: из убеждения, подобно фарисеям, или из страха, подобно толпе, требующей Его распятия.

Меня критиковали, но критика меня не удивила. Нравственное лидерство – не обычная книга. Она неизбежно шокировала тех, кто не хочет или не может изменить свой застывший образ мышления. Зато меня удивил энтузиазм, который она вызвала во всём мире, в том числе в Западной Европе, где антихристианские предрассудки до сих пор очень сильны.  За 10 лет с даты первой публикации Нравственное лидерство было переведено на 20 языков.


[1] Cр. Yu, Jiyuan. The Ethics of Confucius and Aristotle: Mirrors of Virtue. New York: Routledge, 2007.

[2] «Хотя Фома Аквинский не разорвал связь великодушия с мужеством, он свёл эту связь к минимуму. В своей Summa Theologica II. II. 140, 2 ad 1, Фома даёт нам понять, что связь великодушия с мужеством искусственна», утверждает Р. А. Готье, величайший томист XX века (Ср. R. A. Gauthier, Magnanimité…, p. 363).

[3] «Правда, Фома Аквинский связывает смирение с самообладанием. Но мы не должны ошибаться: эта классификация во многом произвольна», пишет Р. А. Готье вслед за Р. П. Сертиланжем, всемирно известным томистом (Cр. R. A. Gauthier Magnanimité… p. 460 и R. P. Sertillanges, La Philosophie morale de Saint Thomas dAquin. Nouvelle édition, Paris, 1942, p. 353).

[4] Эти классификации впервые появились в учении философа-стоика Хрисиппа (280–206 до н. э.), сделавшего великодушие частью мужества, и в трактате De passionibus, ошибочно приписываемому Андронику Родосскому (1 век до н. э.), сделавшему смирение частью самообладания.

[5] Cр. R. A. Gauthier. Magnanimité, p. 363.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение

ГЛАВА 1. ИДЕАЛ ВЕЛИКОДУШИЯ

Осознание собственного достоинства

Добродетель, побуждающая к действию

Высшая форма человеческой надежды

Великодушие неотделимо от смирения

Очисти свои намерения

Нет величия там, где нет добра и правды

Великодушие и самооценка – это разные вещи

«Добродетель юности»

Всеобъемлющая добродетель

ГЛАВА 2. ИДЕАЛ СМИРЕНИЯ

Дай другим возможность проявить себя

Пример Эдуарда и Франсуа Мишленов

Смирение как идеал

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА

Прислушивайся к голосу совести и повинуйся ему

Работай над собой прежде, чем над своими идеями

Работай над своим характером прежде, чем над своими манерами

ГЛАВА 4. КАК ВЗРАЩИВАТЬ ВЕЛИКОДУШИЕ

Ищи человека, настоящего человека!

Откликнись на зов красоты

Открой своё призвание и будь верным ему

Узнай свой талант и умножь его

Вложи всю свою энергию в исполнение своей миссии

Не бойся неудач

Дай волю своему воображению

Скажи «нет» гедонизму

Скажи «нет» эгалитаризму

Ищи величие в самых обыденных ситуациях

ГЛАВА 5. КАК ВОЗРАСТАТЬ В СМИРЕНИИ

Осознай свою ничтойность (метафизическое смирение)

Осознай свою слабость (духовное смирение)

Осознай своё достоинство и величие (онтологическое смирение)

Осознай свой талант (психологическое смирение)

Осознай достоинство и величие других (братское смирение)

ГЛАВА 6.  СРЕДСТВА

Наставничество, жизненный план, самопроверка

Подробная самопроверка

Заключение

Постскриптум – Ответы на критику