Личность человека в основном состоит из темперамента и характера
Темперамент – дар природы. Есть меланхолики и холерики, сангвиники и флегматики. Мы рождаемся с определенным темпераментом, который невозможно изменить: мы умрем с достоинствами и недостатками нашего темперамента.
На основе темперамента мы строим характер. Характер состоит из нравственных добродетелей. Из них главные – благоразумие, мужество, самообладание, справедливость, великодушие и смирение. Добродетели – это духовные качества, приобретенные практикой. Мы не рождаемся с характером, мы строим его.
Путем воспитания характера мы преодолеваем слабости нашего темперамента и превращаем его физиологические силы в силы духовные – свободные и прочные.
В славянской России преобладают меланхолики, в Испании – холерики, в Италии – сангвиники, в Финляндии – флегматики. Во многих странах, например в США и во Франции, нет преобладающего типа.
Наш темперамент тянет нас в определенном направлении: холерик склонен делать дела – он не склонен заботиться о людях; меланхолик склонен созерцать высокие идеи – он не
склонен действовать; сангвиник склонен общаться – он не склонен доводить до конца свои проекты; флегматик склонен рационально мыслить – он не склонен мечтать о высоком.
Физиологические склонности сбалансирует добродетель: холерики, практикующие смирение, заботятся о людях; меланхолики, практикующие смелость, действуют; сангвиники, упражняющиеся в выносливости, завершают любое начатое ими дело; флегматики, упражняющиеся в великодушии, способны мечтать. Каждый из нас поднимаемся к вершине совершенства по определенному склону и определенному пути. Склон и путь определяет темперамент.
Физиология и духовность – это разные вещи. Физиологическая энергия – не мужество, хотя она способствует мужеству. Физиологическая апатия – не леность, хотя она содействует лености. Нужно избавиться от двух крайностей:
1) отрицать значение характера;
2) отрицать значение темперамента.
Биологизм отрицает дух, характер, добродетель. Биологизм толкует человеческое поведение с биологической точки зрения исключительно. Но оправдать свои дурные поступки спецификой своего темперамента – значит отрицать свободу, ответственность, собственное достоинство.
Спиритуализм отрицает темперамент. Спиритуалисты толкуют человеческое поведение с позиции нравственности исключительно. Ограничений темперамента они не видят. Они плохие наставники и воспитатели, они насилуют физиологическую структуру личности. Спиритуалисты – скучные люди: они не принимают многообразия Творения Божия, не видят, что темперамент – дар Божий не только отдельному человеку, но и человечеству вообще.